Читая интервью с медиумами культа Богинь-Матерей Вьетнама, я понимаю как перемешивается у вьетнамцев иногда показуха и номинальность с очень сильной и искренней эмоцией. Одна девушка-медиум сама признается, что вот она надевает все эти ритуальные одежды, вот она ставит на голову поднос и страшно завывает и танцует, изображая, что ее посещает такой-то персонаж их пантеона. Но потом, говорит, я чувствую себя как-то не так и голова кружится, ноги слабеют. Видать, говорит, и правда меня духи посещают. И все это очень для них важно, и театральность важна (уважается медиум, который может провести церемонию красиво и изящно), и искренность важна (даже если человек мастер танца, то медиум с сильной связью с духами, которую чувствуют присутствующие, ценится сильнее) и опять границы всего смываются, как и все во Вьетнаме с его акварельностью.
Я бы сказала, что в Азии Шекспира с его фразой про театр, может быть бы и не поняли, но он очень актуален.

Продолжая тему предыдущего поста и заканчивая эмоциональный всхлип этой, скажу, что сталкиваюсь с этим постоянно - театральностью веры и верой в театральность. Пусть этот мусульманин танцует с деревяшкой, изображая обрезание, пусть медиум ставит на голову поднос, пусть вьетнамцы бросают в грязь перед храмом деньги, потому что дядя Фонг сказал, что "это поможет". Они все, заразы, пусть наивно, но очень искренне верят вот в эти ножи-подносы-бумажки и для них это самый правильный буддизм, мусульманство или Đạo Mãu.